Та, для которой светит солнце

by spletnizza.com

Этими словам фараон Рамсес Второй описал свою любимую жену Нефертари, одну из самых известных королев Египта. Но что мы знаем о ней и о других королевах Нила?

Когда завистливый бог Сет убил своего брата Осириса, он разрезал тело Осириса на куски и разбросал их по всему Египту. Но жена и сестра Осириса Исида собирает своего мужа по кусочкам, за исключением фаллоса, который она не смогла найти, и поэтому создала фаллос заново из глины. При помощи своей силы она временно воскрешает своего мужа, и спустя девять месяцев рождается Гор. Осирис становится правителем царства мертвых, а Исида в одиночку растит Гора до того дня, когда он свергнет Сета и займет свой законный трон.

Этот миф формирует фундамент для государственного устройства Египта на 30 веков: правитель является инкарнацией Гора и после смерти он попадает к Осирису, своему отцу. Королева, инкарнация Исиды, дарит жизнь и заботится о юном наследнике трона. Иногда королева принимает в руки бразды правления, и тогда ее считают не Исидой, а Хатор – богиней красоты и радости. Таких королев рисовали с двумя коровьими рогами на голове, между которыми покоилось солнце. В Египетской мифологии, Хатор была кормилицей Гора, что объясняет ее тесную связь с престолом Египта. По словам египтолога Олафа Капера, Египет полностью построен на мифе Осириса и Исиды.

Вместе с Олафом и маленькой группой археологов я приехал в Египет. Наша цель – поиски древних королев этой земли. Недавно несколько гробниц стали доступными для посетителей, что сильно помогает нашим поискам.

В деревне Дейр-эль-Медина жили мастера, работающие над гробницами в Долине Королей и Королев. Сегодня мы посещаем здесь гробницу одного из художников по имени Нахтамун. Я осторожно сгибаю колени, чтобы не касаться головой потолка. Я боюсь не столько за свою голову, сколько за росписи, покрывающую потолок и стену гробницы. На одной из росписей Нахтамун нарисовал себя, закутанного в шкуру леопарда и подносящего дары Осирису. На других рисунках расположились другие боги: Тот, Гор, Исида и Анубис. Я поражен личностью Нахтамуна: разрисовка стен была тяжелой и требовательной работой, и, тем не менее, Нахтамун потратил время и силы для декорации своей гробницы. Смотря на его работу, которую он проделал при свете масляной лампы, я начинаю понимать, насколько большой частью жизни египтян была их мифология.

Этот Красный Храм был возведен в Карнаке по приказу Хатшепсут. Храм должен был служить местом остановки для небесной баржи Амона. Хоть и храм был разрушен после смерти Хатшепсут, он был восстановлен позже, между 1997 и 2001 годами.

За время правления 31 династии фараонов, Египет повидал тысячи королев: фараону не запрещалось иметь больше одной жены и часто они заводили целые гаремы. В таких гаремах царила иерархия: на верхушке располагалась Главная Жена короля, потом наложницы, «королевские украшения» и, наконец, так называемые «красотки». Хоть большинство этих королев известны лишь экспертам в египтологи, некоторые, вроде Клеопатры, прославились на весь мир. Однако Клеопатру сложно назвать королевой Египта – она была гречанкой, и в период ее правления Египет стал провинцией Рима.

В истории Древнего Египта есть только один период, во время которого жены фараонов вышли на передний план и стали больше, чем просто королевские жены; этот период был назван Новым Царством. Он продлился с 1539 до 1077 годов до нашей эры и являлся периодом расцвета Старого Египта. Самые известные королевы этой эпохи: Ахмос-Нефертари, Хатшепсут, Нефертити и Нефертари. Эти женщины оставили след в истории Египта, хоть последующие поколения и попробовали его стереть.

Амхос-Нефертари

Эта деревянная статуя Ахмос-Нефертари была найдена в ее гробнице в Дейр-эль-Медине.

Новое Царство началось, когда фараон Ахмос Первый выгнал племя гиксосов из Нижнего Мира в 1539 году до нашей эры. Ахмос перенес столицу из Луксора в Тебе, основал 18-ую династию фараонов и женился на своей сестре, которая родила ему множество детей. Для египтян инцест не был странностью, ведь сама Исида вышла замуж за своего брата Осириса.

Ахмос-Нефертари стала Главной Женой Ахмоса Первого и получила титул «Божественная Жена Ахмоса». Этот титул даровал Ахмос-Нефертари ранг главного священника храма Амона в Карнаке – наивысочайшая позиция власти для женщины в то время. Вместе со своим мужем она помогла вернуть в Египет мир и процветание после вторжения гиксосов.

После смерти мужа Ахмос-Нефертари правила вместе со своим сыном Аменхотепом Первым. Они стали центром религиозного культа, который оставался в Египте веками. Его присутствие можно найти и в старом храме Карнака, и в Дейр-эль-Медине: в северной части деревни стояли часовни с изображением Ахмос-Нефертари и Аменхотепа, которым поклонялись жители. В одной из часовен были найдены три культовых изображения Ахмос-Нефертари на дереве.

Хатшепсут

Запечатленная в этом изображении Хатшепсут носит на голове немес, традиционный головной убор фараона. Однако на ней нет накладной бороды.

После Аменхотепа Первого трон занял Тутмос Первый. Он был первым фараоном, похороненным в Долине Царей. Он был продуктивным и неутомимым правителем – качества, которые у него переняла его дочь Хатшепсут. Когда она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса Второго, тот формально принял титул фараона, но в реальности Хатшепсут руководила страной одна. Тутмос завел сына, Тутмоса Третьего, от другой жены и умер, когда тот был еще младенцем. Хатшепсут стала королевой-регентом, но ее амбиции были куда больше.

Я стою посередине большого храма Амону и смотрю вверх на один из двух обелисков, возведенных по приказу Хатшепсут. Каждый из обелисков составляет 28,48 метров в высоту и является символом достижений Хатшепсут, ставшей первой женщиной-фараоном Египта.

Статуи Хатшепсут в ее Храме Мертвых. На каждой статуе виднеется накладная борода фараона.

Эта роль оказала влияние на ее манеры и одежду: на рисунке с ее изображением, расположенном в Королевском музее древностей в Лейдене, на Хатшепсут надет немес, головной наряд фараона, и длинная юбка, но на ее статуях в Храме Мертвых в Дейр-эль-Бахри видна накладная борода фараонов. Дабы оправдать свое положение как фараон, Хатшепсут приказала расписать стены храма рисунками, рассказывающими о ее божественном рождении: на одном из рисунков Амон говорит матери Хатшепсут о том, что ее дочь избрана стать будущим фараоном Египта.

Хатшепсут, помимо активного продвижения строительных работ, также руководила военными действиями и налаживала торговые пути. Самым известным из ее походов был поход в Пунт. Точно неизвестно, где находился Пунт, но археологи предположили, что он находился в сегодняшней Эритрее. Известно то, что Хатшепсут вернулась в Египет с большой добычей: мирра, ладан, золото, слоновые бивни и черное дерево. Этот поход подробно расписан на стенах Храма Мертвых Хатшепсут.

Один из картушей Тутмоса Третьего; он начал правление Египтом после смерти его сводной матери Хатшепсут.

Когда Хатшепсут умерла после 22 лет правления, ее похоронили в Долине Царей и Тутмос Третий занял престол. Спустя несколько лет после смерти Хатшепсут, Тутмос приложил все усилия, чтобы стереть следы о своей сводной матери из истории: настенные изображения в ее Храме были уничтожены, а ее имя было сбито с рельефов и статуй. Возможно Египет, с его строгими общественными устоями, не был готов принять женщину фараона.

Нефертити

На Нефертити надета «голубая корона» — головной убор, который носили только фараоны. Считается, что после смерти своего мужа, Нефертити два года правила страной под именем Нефернефероатон.

Нефертити является одной из самых загадочных королев Египта: она должна была быть наикрасивейшей женщиной, однако о ней почти ничего не известно, особенно, о ее последних годах жизни. Главной причиной такой нехватки данных являются действия ее мужа Аменхотепа Четвертого, который попытался реформировать религию Древнего Египта: уже в первом году своего правления он радикально отошел от традиций и устоев Египетского общества. Это вызвало недовольство как у жрецов, так и у обычного населения.

Первая реформа Аменхотепа касалась религии. Он запретил поклонение египетским богам, и вместо них создал культ одного бога Атона – культ поклонения солнцу. Аменхотеп переименовал себя в Эхнатона и объявил себя сыном солнца. Он также основал новую столицу, которую назвал Ахетатон, город солнца, и закрыл все храмы, в которых не поклонялись Атону.

Реформы также были проведены в искусстве: эмоции и их выражение вышло на первый план. Артисты и искусствоведы эпохи Эхнатона часто рисовали фараона и его супругу в очень не конвенциональных позах; один из рисунков запечатлел Эхнатона и Нефертити играющих с детьми.

Такие резкие изменения в обществе вызвали большие беспорядки. Археологи предположили, что Эхнатона убили его слуги. После его смерти Нефертити правила под именем Нефернефероатон. Когда умерла и она, Египет вернулся к старым корням – храмы открылись заново, имена Эхнатона и Нефертити были стерты из истории, а Ахетатон был заброшен. Знаменитый бюст Нефертити был обнаружен экспедицией только в 1914 году.

Нефертари

Свет падает на картуш Нефертари, находящийся в ее гробнице в Долине Королей.

В Рамессеуме, Храме Мертвых Рамсеса Второго, мы встречаем французского археолога Кристиана Лебланка, который уже 30 лет ведет раскопки в Тебе. По его словам, у Рамсеса изначально были две жены, Нефертари и Изиснофрет. Рамсес уделял одинаковое внимание обеим, но впоследствии стал питать более глубокие чувства к Нефертари. Причиной стал сын, которого родила Нефертари.

Однако, когда я смотрю на возведенные Рамсесом монументы, мне становится ясна причина тесной связи Рамсеса и Нефертари. Причиной был не наследник, а восхищение Рамсесом своей женой; он не жалел ни сил, ни средств, дабы показать свое почтение Нефертари.

Примером этого почитания является храм Нефертари в Абу Симбел. В нем стоят 10-метровые статуи Рамсеса и Нефертари. Статуи одной высоты, что примечательно: по канонам Египетского искусства жена фараона должна быть не выше его колена. Рамсес не только приказал высечь статую Нефертари в один рост с его, но также приказал высечь следующий текст в Абу Симбел: «Для любимой королевской супруги Нефертари Меренмут – той, для кого светит солнце».

Маленькая статуя Нефертари стоит в ногах Рамсеса Второго. Такой стиль преследовали не с целью умалить роль королевы, а для того, чтобы показать большую значимость фараона.

Рамсес правил страной 66 лет, дожил до 90 и его многочисленные жены родили ему сотни детей. Нефертари умерла задолго до своего мужа, на 25-ом году его правления. Нефертари родила восемь детей, но никто из них не пережил отца.

Точно не известно, как сильно Рамсес переживал о смерти своей любимой жены. Однако ее гробница может показать, насколько сильно он любил ее: в 1904 году итальянский археолог Эрнесто Скиапарелли обнаружил гробницу, сейчас известную под кодовым названием QV66 – Долина Королей 66. Пройдя через тяжелые двери, перед нами начинают играть краски от росписей на стенах: мы видим иероглифы, животных, людей, богов и растений. И самая захватывающая часть рисунков, которая, к сожалению, не передается на фотографиях: рисунки трехмерны. Этот эффект происходит из-за высечения форм на камне, что придает рисункам объем.

Капер рассказывает, что рисунки на стене взяты из Книги Мертвых. Они являются своего рода инструкцией для загробной жизни: на рисунках Нефертари встречается с различными Богами, которые провожают ее в последний путь и объясняют, как он проходит.

Нефертари преподносит лен, представленный здесь в виде иероглифов, в дар богу Пта.

На одном из рисунков Нефертари с распростертыми руками стоит перед группой из семи коров и одного быка. Они будут служить для нее источником пищи. Дальше следует изображение четырех штурвалов, стоящих на четырех дорогах. Они символизируют выборы Нефертари в жизни и смерти, и помогают выбрать правильный путь. На своем пути в загробную жизнь Нефертари встречает много богов, и в конце она предстает перед тремя вратами Осириса, охраняемые тремя стражами. Они стерегут загробный мир от недостойных его, но Нефертари таковой не является и проходит сквозь врата.

Один из рисунков в погребальной камере особенно привлек мое внимание: Нефертари держит за руку Исиду или Хатор, которая дарит королеве анкх – символ жизни в Древнем Египте. Символизм этого рисунка интересен – царицы земли и небес воссоединились.

Печатная версия: National Geographic, февраль 2017, Nederland
Автор текста: Servaas Neijens
Перевод: © spletnizza.com 2017

0 комментарий
0

You may also like

Оставить комментарий